Тел: +375 29 723-04-69

Ошибки мышления

Ошибки мышления (когнитивные фильтры)-это регулярные искажения мышления, которые возникают на основе негативных убеждений человека о себе,об окружающих и о мире в целом, сформированных ещё в детстве.
Это своеобразные «линзы» нашего мышления, которые фильтруют информацию из окружающей среды. В потоке постоянно поступающей информации наш мозг своим вниманием, как фонарем в темноте, освещает только ту её часть, которая необходима в данный момент.
Но этот луч может преломляться, проходя сквозь когнитивные фильтры (ошибки мышления) , и тогда мы воспринимаем информацию только под одним определенным углом, к которому привыкли и игнорируем другие точки зрения на ситуацию.
Вот типичные ошибки мышления.
1. Дихотомическое мышление (черно-белым мышлением, полярное).
Представление о том, что существую только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, плохое-хорошее).Склонность мыслить крайностями. Отказ видеть полутона и разнообразие жизни.
Говоря о себе, человек обычно выбирает негативную категорию.
Примеры: «Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник», «Нужно делать либо идеально, либо никак», «Люди только хорошие или только плохие».
2. «Катастрофизация» (негативные предсказания).
Предсказывание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исходов. Прогнозирование самого плохого, иногда даже при благоприятном начале.
Примеры: «Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать», «Если я стану хоть чуть-чуть нервничать-у меня произойдёт сердечный приступ.
3. Обесценивание позитивного.
Успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения. Отбрасывание, преуменьшение либо игнорирование каких-либо позитивных событий.
Примеры: «Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что в способный, мне просто повезло», «Он меня хвалит только из вежливости, на самом деле я облажался».
4. Эмоциональное обоснование (субъективная аргументация).
Убеждение, что нечто должно быть правдой только потому, что вы «чувствуете» (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.
Примеры: «Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по-прежнему чувствую себя неудачником», «Я чувствую себя никчемной, скорее всего я такая и есть».
5. Навешивание ярлыков.
Наделение безусловными»«глобальными характеристиками» себя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам. «Приклеивание» отрицательных или положительных ярлыков к собственным действиям и действиям других, реагирование на ярлыки, как на реальные вещи.
Примеры: «Я неудачник», «Он зануда», «Я идиотка».
6. Преувеличение/преуменьшение (магнификация/минимизация).
Оценивание себя, окружающих или ситуации с преувеличением негативного и/или преуменьшением позитивного.
Примеры: «Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка «отлично» не говорит о том, что я умный», «Этой паузой я испортил все выступление». Женщина с симптомами рака думает: «Ничего страшного с моей грудью не происходит».

7. Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование).
Безосновательный учет только неудач, поражений, лишений вместо полной картины всех событий.
Пример: «Один плохой результат по тесту (наряду с несколькими хорошими) свидетельствует о том, что я лен»«лентяй, который не мог как следует подготовиться».
8. «Чтение мыслей».
Уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, и отказ принимать во внимание другие, более вероятные возможности.

Пример: «Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе».

9. Сверхгенерализация.

Формулирование обобщающих негативных выводов, выходящих далеко за пределы текущей ситуации.

Пример: «Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече, я не умею знакомиться с людьми».

10. Персонализация.

Представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения.

Уверенность человека в том, что его ошибки находятся в центре внимания окружающих.

Пример: «Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что-то не так».

11. Долженствование (мышление в стиле «я должен»).

Наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведение.

Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает»«принимает это как неудачу.

Пример: «Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха».

12. Туннельное мышление.

Акцент на негативных аспектах ситуации.

Пример: «Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно критикует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ

ЗАПОЛНИТЕ И ОТПРАВЬТЕ МНЕ ПИСЬМО

МОИ СОЦСЕТИ

Люди по-разному могут воспринимать одну и ту же ситуацию-это зависит от их предыдущего жизненного опыта, окружения, уровня образования, физического состояния на данный момент, установок родительской семьи и многих других факторов.

Copyright © 2017 All by   https://www.petrovskaya.by/ Все права защищены согласно закону РБ. Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.
Индивидуальный предприниматель Петровская Елена Владимировна. Зарегистрирован Кобринский Райисполкомом 08.06.2022 УНП 291741465